Древнегреческая философия
Современная мировая цивилизация — косвенный продукт древнегреческой культуры. Древнегреческая философия — важнейшая ее часть. Опираясь на наиболее распространенную концепцию, выделим несколько этапов, через которые прошла философия и культура античности в целом.
Этап первый. Зарождение философии, ее формирование. Первая половина VI века до н. э., малоазиатская часть Эллады — Иония, г. Милет. Складывается древнегреческая первая школа, называемая милетской. К ней принадлежат Анаксимандр, Фалес, Анаксимен, их ученики.
Этап второй. Зрелость философии, ее расцвет (с V по IV век до н.э.), идет становление школ: атомистов, пифагорейской и софистов. Этот этап связан с именами величайших мыслителей — Сократ, Аристотель, Платон.
Этап третий. Древнегреческая философия переживает свой закат. Эпоха латинской философии и греческой. Наиболее выраженные течения эллинистической философии — скептицизм, стоицизм, эпикуреизм.
Если же выделять содержание философских мыслей, то получаем следующее:
- классика ранняя (досократики, натуралисты): «Физис», «Космос» и его строение;
- классика средняя (Сократ с его школой, натуралисты);
- классика высокая (Аристотель и Платон, их школы).
Каковы же особенности древнегреческой философии? Характеризуется античная древнегреческая философия обобщенными зачатками научного знания, наблюдениями за происходящими в природе явлениями, а также достижениями культуры и научной мысли народов Востока. Для этого исторического типа мировоззрения характерен космоцентризм. Природа и стихии — макрокосмос, своеобразные повторения окружающего мира, человек — микрокосмос. Это высшее начало, которое подчиняет себе человеческие проявления, названное судьбой. В этом периоде плодотворно развиваются математические и естественно-научные знания, что приводит, в свою очередь, к уникальнейшему сочетанию зачатков знания научного с сознанием эстетическим и мифологическим. Вопрос: почему философия в таком проявлении зарождается именно в Древней Греции?
К условиям, способствовавшим становлению, относится, в первую очередь, свободомыслие древних греков, объясняющееся специфичной религиозностью античной Греции: религиозные взгляды здесь не связывались с жесточайшей регламентацией общественной и индивидуальной жизни. У греков отсутствует каста жрецов, имеющая такое влияние в других, восточных государствах. Верования древнегреческие не задавали такого же консервативного, жизненного уклада, как на том же Востоке. Наоборот, было достаточно простора для интеллектуального, самостоятельного поиска. Для поиска начала бытия. Интересно не менее и то, что для этого периода характерна активность, выражающаяся, кроме прочего, в колонизационном интенсивном расселении ( начиная с VII века до н.э.). В сравнении с окружавшими оседлыми народами, поражает яркое выделение греков деятельностью, миграционной подвижностью, предприимчивостью. Они полагаются лишь на себя, свои способности, при этом проявляя неподдельный, живой интерес к миру окружающему.
Древнегреческая философия, космоцентризм
Как мы уже знаем, в VI-IV века до н.э. идет бурный расцвет как философии, так и культуры в целом. За это время создаются новые мировоззрения, новое видение мира и его устройства, учение о космосе, которое становится началом сегодняшних знаний и открытий. Земля (как и все на ней), светила и небесный свод охвачены замкнутым космосом сферической формы, с постоянным круговоротом: все возникает, все протекает, все меняется. Но никто не знает, откуда возникает и куда возвращается. Одни философы утверждают, что основой всего являются воспринимаемые чувственно элементы (огонь, вода, кислород, земля и апейрон), другие объясняют все математическими атомами (пифагорейцы), третьи усматривают основу в незримом, едином бытии (элеаты), четвертые считают основой основ неделимые атомы (Демокрит), пятые утверждают, что земной шар является лишь тенью, результатом воплощения мысли. Конечно же, все направления сейчас кажутся наивными и противоречивыми, тогда еще не пришло осознание, что философия вполне может иметь разные значения. Однако уже V век до н.э. (Платон и Демокрит) дает две противоборствующих линии, четко обозначенные. И борьба между этими линиями идет через всю философию…