Исполнительная власть

0bca9ea5

В условиях современного развития, согласно конституциям разных государств, исполнительная власть принадлежит главе страны и/или правительству. В некоторых странах, например, в США, ею наделен только глава государства (президент). В других государствах исполнительная власть принадлежит только правительству. Передается она (делегируется) должностным лицам и органам низшего ранга.

Во многих государствах на деле главе (президенту или монарху) лишь формально принадлежит исполнительная власть. В конституционных монархиях и республиках (парламентских) ее осуществление лежит на правительстве. В полупрезиденстких республиках (смешанного типа) правительство отчитывается перед главой страны, в чьих руках сконцентрирован общий контроль над исполнительной деятельностью, при этом сама исполнительная власть, согласно конституции, может находиться лишь у правительства.

Задачи этой ветви управления включают выполнение законов. Другими словами, исполнительная власть – это власть правоприменительная.

Органы, входящие в структуру этой управленческой ветви, не ограниченны только лишь выполнением законов. Они осуществляют и распорядительную деятельность. Это, в свою очередь, необходимо для обеспечения исполнительских задач. Кроме того, органы структуры исполнения издают нормативные документы по осуществлению и применению права и закона.

Вместе с этим, исполнительные органы наделены и самостоятельными полномочиями по созданию норм, которые могут выходить за пределы распорядительной и исполнительной деятельности в отношении применения закона. Часто такие нормативные акты обладают большим, нежели закон, значением. Таким образом, отдельные виды органов исполнительной власти (президент, министры, правительство) обладают регламентной властью (властью регулировать внутреннюю жизнь страны) и создают большое количество актов и норм по контролю над важнейшими социальными сферами.

На местах применение и выполнение закона и права осуществляют главы субъектов (губернаторы) в федерации. Формируются также местные правительства.

В сравнении с судебными и представительными органами, структура исполнительных органов составлена в единой вертикали. Согласно системе, нижестоящие органы и должностные лица подчиняются стоящим выше и обязаны выполнять их распоряжения, а не только нормы закона. При этом акты, принятые нижестоящими структурами, могут быть отменены структурами, стоящими выше.

В республиках президентских и полупрезидентских формируются должности премьер-министров. Премьер-министр – должность, обособленная от президента. Из ведения главы государства изымаются юридически многие исполнительные функции. Однако президент остается главным правительственным руководителем.

Исполнительными отраслевыми органами являются министерства и ведомства. Они обладают особой компетенцией в отдельных областях госуправления. Как правило, к этим органам относятся министерства труда, обороны, образования, иностранных дел, сельского хозяйства, здравоохранения и прочие.

Структура министерств предполагает создание управлений, дирекций, отделов, департаментов. Министры назначают начальников, их руководящих.

В структуре государственного аппарата существует категория обыкновенных (преподаватели, врачи и прочие) и классифицированных служащих. Классифицированная категория наделяется чинами, рангами, особыми званиями, которые в определенной степени отражают их материальное положение и полномочия.

Чиновничий аппарат обладает привилегией несменяемости. При смене министров или правительств чиновники остаются на службе. Им запрещено совмещать службу в государственном аппарате с прочей оплачиваемой деятельностью, кроме преподавания, творчества или науки. Они не участвуют в политических акциях и не состоят в политических партиях, сохраняя, таким образом, лояльность в отношении государства.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *