Методология истории

0bca9ea5

Теория и методология истории являет собой систему принципов, процедур и приемов использования и формирования способов исторического изучения. Данная система характеризуется достаточно сложной структурой по формам проявления и содержанию. Методология изучения истории обладает во многих случаях противоположными подходами к исследованию. При этом различия между способами обуславливаются различиями, связанными с постижением, пониманием, мировоззрением исследователей, а также условиями их индивидуального и социального бытия.

Методология истории в развитии прошла такие три этапа:

  1. Классическая стадия характеризуется четким противопоставлением объекта и субъекта познания. На этом этапе исторический процесс понимается в качестве вполне «прозрачного» для субъекта, он аутентичен и абсолютно обозрим исключительно рациональными приемами разума человека. В связи с данными положениями образуется убежденность во всемогуществе науки, формируется идеализация в научном отражении действительности, вера в возможность преобразования реальности истории по целенаправленному, рациональному, планомерному типу, вера в исторический прогресс. Таким образом, возникает возможность установления вещей в разумном порядке, на основе научного осмысления происходящего.
  2. На неклассический этап методология истории перешла в европейском сознании во второй половине 19 века, в российском же – в конце 20-го века. Данная стадия характеризуется потерей единодушия в ориентации на безотказные и универсальные научные средства, науку в целом при адекватном и исчерпывающем познании процесса и перестройки его в «умный» из «неразумного» с достижением в результате для всех людей «царства свободы, разума и счастья». Все многообразие направлений и концепций, которые включает методология истории на данном этапе с определенной условностью подразделяется на два течения: наукоцентричный (советское марксистское) и наукобижнее (основанное на философских принципах жизни.

Являясь в процессе утверждения и конструирования противоположными и взаимоисключающими, вышеописанные течения менее претендуют на исключительность, монопольное аутентичное исследование. Вместе с этим, изменяются основополагающие парадигмы исторического сознания. На этапе неклассическом мышление терпит значительные трансформации.

Таким образом формируется современная постнеклассическая методология истории в качестве четко выраженной синергийной (совместно сформированного усилия Бога и человека), многомерной, нелинейной, плюралистической структуры.

Специфика системы определяется такими вопросами, как:

— предмет;

— границы и возможности постижения исторической реальности;

— интервал применимости и особенности соотношения рациональных, научных, дискурсивных и интуитивных (ненаучных) форм, методов, средств осмысления процесса;

— роль и место понимания и разъяснения научного изучения исторической реальности и ее сопереживания.

Принципиальное значение придается тому факту, что на постнекласическом этапе имеет место очень различное понимание и самой исторической действительности. При этом применяется как традиционное толкование ее в качестве объективного и единого, не зависящего от сознания и воли субъекта процесса природно-исторического, обладающего глобальным характером, так и разъяснение индивидуального человеческого существования в качестве целостной аутентичной формы в историческом бытие. При этом характер понимания предмета обуславливает и структуру методологии истории, и способ ее привлечения в процесс исторического исследования.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *