Закон стоимости

0bca9ea5

Рыночная система обладает внутренней целостностью, которая позволяет ей сохраняться при взаимодействии с внешней средой и развиваться. Это развитие совершается по своим законам, которые представляют собой правила общественных действий людей. Они устойчивы, постоянны, отражают сущность производственных отношений и проявляются в повседневной деятельность не только в хозяйственной сфере, но и правовой, политической и идеологической областях.

Механизм функционирования рынка регулируется двумя важнейшими законами экономики. Это закон спроса и предложения и закон стоимости. Последний представляет собой главный закон товарного производства (А. Смит, Д. Риккардо, К. Маркс).

Одним из самых существенных и объективных законов регулирования связей между производителями товаров и распределения общественного труда при товарном производстве является закон стоимости. Его сущность сводится к выражению стоимости товара в общественно-необходимом труде. Проявляется он как закон цен, а действие его напоминает движения маятника: рост цен активизирует деятельность предпринимателей, снижение приводит к свертыванию производства и сокращению затрат. В крайних случаях производителям приходится покидать данную сферу инвестирования капиталов. В этом случает приток товаров на рынок уменьшается, и за счет этого цена снова идет вверх. Таким образом, закон стоимости действует в системе экономических законов посредством поведения людей, обеспечивая равновесие хозяйственной сферы.

В экономике никогда не бывает абсолютного равновесия, однако и длительные диспропорции в ней невозможны. В этом отношении данный закон регулирует распределение ресурсов между сферами производства и обуславливает дифференциацию товаропроизводителей.

Функции закона стоимости сводятся к следующим. Первая – учет общественного труда посредством общественно необходимых затрат этого труда. Вторая – обеспечение распределения труда между всеми сферами производства. Колебание рыночных цен вокруг стоимости обеспечивает перелив факторов производства из одних отраслей экономики в другие, регулируя объемы выпуска товаров. Третья – дифференцирование товаропроизводителей. Все они имеют разные затраты труда. В выгодном положении оказываются те, у кого такие затраты ниже, в противном случае придется нести убытки, возможно банкротство и разорение. Закон стоимости стимулирует производителей, которые способны добиваться более низких индивидуальных затрат по сравнению с общественными. Четвертая – стимулирование производственных затрат. Если затраты индивидуального труда выше общественно необходимых, то, чтобы не разориться, предприниматель должен их снижать. Это обеспечит ускорение реализации товаров, увеличение доходов и прибыли, которая является стимулом развития производства. Пятая – распределение общественного продукта между отдельными предприятиями и целыми регионами.

Закон стоимости и его функции в экономике играет важную роль, но действие его нельзя абсолютизировать, потому что его роль имеет ограниченный характер. Он объясняет мотивы поведения субъектов экономики (товаропроизводителя, продавца). Но трудно объяснить поведение других субъектов – потребителя, покупателя. товаропроизводитель стремится продать товар по такой цене, которая бы полностью возмещала все его затраты и приносила максимум прибыли. То есть логика его устремлений полностью объясняется законом стоимости. Но потребитель не интересуется затратами производителя, он стремится найти такую цену, которая его удовлетворяет при подходящем для него качестве товара. Поведение этого субъекта рынка законам стоимости совершенно не подчиняется. Здесь начинает действовать второй важнейший закон экономики – закон закона спроса и предложения.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *